mug_rug (mug_rug) wrote in womenation,
mug_rug
mug_rug
womenation

Как в мужском стриптизе поощряются гендерные роли

Глава из моей курсовой по социологии пола и гендера, посвященная обзору литературы по вопросу мужского стриптиза и взаимоотношений полов в нем, под редакцией frau_zapka.

Стриптиз (или, как его еще называют, «экзотические» или «эротические» танцы) — вид развлечения «для взрослых», крайне популярный во всем мире, особенно в США. Стриптиз-клубы, если говорить об их гендерном аспекте, отличаются тем, что существуют специально для активного воплощения гендерных стереотипов в поведении и взаимодействии работниц (работников) и клиентов (клиенток). Марен Скалл из Университета Индианы описывает в своем исследовании атмосферу этих заведений следующим образом: «Стриптизерши создают на сцене гиперженственный образ для создания поверхностной иллюзии интимной связи между ними и клиентами. Мужчины — посетители и вышибалы — используют пространство заведения, чтобы почувствовать себя наиболее маскулинно, и демонстрировать эту маскулинность». [5] Доказано, что индустрия стриптиза работает против женщин и их прав. Феминистская исследовательница Шейла Джеффрис отмечает, что стриптиз как явление поддерживает «маскулинность мужчин-клиентов, унижение сотен тысяч женщин-работниц клубов, и закрывает женщинам доступ к национальным и международным профессиональным и деловым связям». [2] Однако нельзя не заметить, что буквально под это описание попадают только клубы, в которых женщины танцуют для мужчин (ЖдМ). Не будет ли отличаться ситуация в клубах, где мужчины танцуют для женщин (МдЖ)?

Стриптиз исследуется мало, а работ, посвященных мужчинам, танцующим для женщин, вообще гораздо меньше, чем работ о женщинах, танцующих для мужчин, и даже чем о мужчинах, танцующих для мужчин. И это неудивительно, ибо мужской стриптиз есть относительно новый феномен: он был признан «профессией» в США только в конце 70-х. [6] Кроме того, стриптиз по-прежнему остается преимущественно женской профессией. Есть мнение, что в стриптиз-клубах, где стриптизеры танцуют для женщин-клиенток, возникает уникальная ситуация «гендерного перевертыша», то есть женщины имеют возможность занять позицию силы, будучи потребительницами, но в реальности все совершенно наоборот. Танцоры, как и другие мужчины в стриптиз-клубах, только подчеркивают свой маскулинный статус создаваемыми образами и поведением с клиентками. Их положение в самой индустрии стриптиза также намного лучше, чем у женщин-стриптизерш.

Если обобщить тенденцию предпочитаемых костюмов и образов в женском стриптизе, то можно заметить, что стриптизерши в своем стремлении к созданию максимально женственного образа (как максимально популярного у клиентов), стремятся подчеркнуть свою уязвимость. Исследовательница Кэтрин Липе-Левинсон указывает, что «выступающие мужчины символически защищены одеждой, в то время как обнаженность выступающих женщин означает культурную и физическую незащищенность, а также их доступность для мужчин-клиентов». Что характерно, мужчины-стриптизеры не только стараются избегать полного обнажения, но и выбирают костюмы, символизирующие физическую силу или социальную власть: «Образы гладиаторов, полицейских, военных офицеров, бизнесменов, директоров и тому подобные демонстрации силы и авторитета — вот их инструменты в эротическом выступлении на сцене». То есть с самого начала танцоры дают понять клиенткам, кто тут доминирует. Впрочем, мужское обнажение тоже редко воспринимается как уязвимость и незащищенность, а больше как «дополнительная демонстрация силы и опытности в сексе». [3]

Та же тенденция — поощрение гендерных ролей вместо «гендерного перевертыша» — наблюдается и во взаимоотношениях между стриптизерами и клиентками. Конечно, встречаются и случаи так называемого «преодоления гендерных ролей», под которым в данном контексте обычно понимают объективирующее или даже насильственное поведение клиенток по отношению к стриптизерам. Однако согласно исследованиям, такое происходит редко. К тому же у танцоров больше возможностей контролировать поведение клиенток, тем самым предотвращая негативные последствия: «Вдобавок ко всему, участники исследования не имели признаков травмы или психологического стресса из-за ненадлежащего обращения с ними особо ревностных клиенток. У большинства участников такие происшествия вызывали не более чем раздражение или смущение». В основном же взаимодействие между клиентками и стриптизерами проходит не по «перевернутому» сценарию. Несмотря на кажущуюся зависимость мужчин от женщин в данной обстановке, отношения между танцорами и клиентками отражают отношения власти и подчинения между гендерами. Например, наблюдения Марен Скалл показывают, что «поведение МдЖ по отношению к клиенткам «не является игривым, забавным или «освобождающим», а скорее жестоким и насильственным. Их поведение имеет признаки домогательств, и не оставляет женщинам пространства для самостоятельных сексуальных приключений». [5] Это доказывает, что члены группы, обладающей властью в обществе, сохраняют эту власть даже в ситуации зависимости.

Может показаться, что у стриптизеров и стриптизерш одна и та же работа — снимать «всю или почти всю одежду в сексуально-призывной манере в формате представления для аудитории за деньги». Однако на самом деле это не так: у мужчин и женщин совершенно разные мотивация, отношение общества, условия работы, тип продаваемого клиентам «продукта» и, конечно, отношение к собственной работе.

Согласно результатам исследования, проведенного группой социологов с факультета социологии и криминалистики университета Олд Доминион, «при прочих равных женщины получают гораздо меньше общественной поддержки, чем мужчины, когда зарабатывают деньги, танцуя стриптиз». Одна из причин, согласно цитируемому исследованию, это разница в типе продаваемого и пользующегося спросом у разных клиентов «продукта»: «Стриптизерши предлагают своим клиентам сексуальную фантазию, а стриптизеры продают развлечения и веселье». Эти же исследователи отмечают, что «мужчинам участие в танцах помогает расширить социальные возможности. Женщины же часто воспринимают свое занятие как проституцию, и это приводит к тому, что они редко получают какое-либо удовольствие от работы». Мужчины относятся к такой работе более оптимистично и часто рекомендуют ее своим друзьям. Если взглянуть на экономическую сторону мотивации, становится ясно, что женщины в подавляющем большинстве идут в стриптиз из-за денег, тогда как «мужчины, с другой стороны, начинают танцевать стриптиз как по финансовым, так и по многим другим причинам (например, продемонстрировать свое тело)». [1]

Изучив содержание вышеприведенных материалов, можно прийти к выводу, что мужской стриптиз в такой же степени укрепляет гендерное неравенство, как и женский. Мужчины доминируют, даже когда их воспринимают в качестве «сексуальных объектов».

Тема стриптиза вообще и тема мужского стриптиза в частности нуждаются в дополнительных исследованиях. Однако из имеющихся данных ясно видно: индустрия мужского стриптиза закрепляет гендерное неравенство и жесткие рамки гендерных ролей для всех участников и участниц. Мужчины-стриптизеры проявляют свою маскулинность: они используют в своих сценических образах символы общественной власти над женщинами, а также ведут себя доминирующе по отношению к клиенткам. Вдобавок ко всему, мужчины получают гораздо больше преимуществ, чем женщины, от самого занятия стриптизом: больше денег, меньше конкуренции, больше социальной поддержки и более высокую самооценку.

Источники:
[1] Bernard, C., Cartier, L., DeGabrielle, C., Monk-Turner, E., Phill, C., Sherwood, J. & Tyree, T. (2003). Exotic Dancers: Gender Differences in Societal Reaction, Subcultural Ties, and Conventional Support. Journal of Criminal Justice and Popular Culture, 10(1), pp. 1-11. http://www.albany.edu/scj/jcjpc/vol10is1/bernard.pdf
[2] Jeffreys, S. (2008). 3) Keeping Women Down and Out: The Strip Club Boom and the Reinforcement of Male Dominance. Signs, 34(1), pp. 151-173. 10.1086/588501
[3] Liepe-Levinson, K. (1998). Striptease: Desire, Mimetic Jeopardy, and Performing Spectators. TDR (1988-), 42(2), pp. 9-37. http://www.jstor.org/stable/1146698
[4] Margolis, M. L. & Arnold, M. (1993). Turning the Tables? Male Strippers and the Gender Hierarchy in America. In B. D. Miller (Ed.), Sex and Gender Hierarchies (pp. 334-350). Cambridge: Cambridge University Press.
[5] Scull, M. (2013). Reinforcing Gender Roles at the Male Strip Show: A Qualitative Analysis of Men who Dance for Women (MDW). Deviant Behavior, 34(7), pp. 557-558. http://dx.doi.org/10.1080/01639625.2012.748624
[6] Wickman, F. (2012, July 3). When Did Men Start Stripping? The Huffington Post. Retrieved from http://www.huffingtonpost.com/2012/07/03/male-strippers-magicmike_n_1647402.html
Tags: гиперсексуальная культура, деконструкция мифов, патология гендерной социализации, феминизм-101, экономическая дискриминация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments